Так вот, про Вяжи…

Надоело мне читать во всяких там источниках о том, что летающий народ пишет про деревню Вяжи, Мценского уезда как о Мекке парапланеризма Центрального Черноземья, да тут еще новогодние каникулы тоску нагнали так, хоть вой… И вот я подбиваю двух таких же буйных (как пишет админ) липецких пилотов: Толяныча и моего брата Андрея, благо сделать это было абсолютно не сложно, и ранним утром 2 января, вооружившись атласом автомобильных дорог и более подробной картой Новосильского района, скаченной из интернета, мы двинулись в путь.

Первые несколько десятков километров мы проделали со скоростью не выше 40 км/ч – очень плотный, как молоко туман (видимость метров 5 – 10, не больше) преграждал путь страждущих пилотов, но концепция, которая прочно закрепилась в наших горячих головах, не полетаем – так хоть дорогу пробьём, гнала нас вперёд. Естественно, руководствуясь всё той же концепцией, ни кто из участников экспедиции не удосужился заглянуть в интернетпрогнозы, тем более что про Вяжи бывалый народ пишет, мол “подкова” дает возможность встать практически под любой ветер, кроме СВ.

Ну вот…, к Ельцу туман рассеялся, начало светать и ехать стало веселее. Короче говоря, основные блукания пришлись на Новосильский район (несмотря на наличие подробной карты) и достигнув таки Вяжей, я не был уверенным, что наша путь был оптимальным. Так или иначе, покрыв расстояние в 270 верст, мы таки оказались на самом близком от Липецка, общепризнанном парадроме.

Впечатление было действительно смешанным. Во-первых, не смотря на новогодние каникулы – ни одной живой души (имею в виду братьев по духу), кроме местных :) которые смотрели на автомобиль с “заезжими” номерами с тоской в глазах. Во-вторых, “подкова” действительно впечатляет размерами, но для чайниковских полетов кажутся подходящими только ее оконечности (но об этом позже). В-третьих, само место действительно достаточно скучное и если нет погоды, могу себе представить каким количеством местного самогона летающая братия разгоняет тоску – делать больше нечего (не сгоняешь в Пятигорск развеяться, как в случае с Юцой), хотя мож в Новосиле есть какие-нибудь увеселения :( . Тем не менее, ездить туда действительно стоит, во-первых, не так далеко (для бешеной собаки 50 вест не крюк :) ), во-вторых, шансы полетать хотя бы в динамике действительно высоки, в-третьих – тусовка… место действительно посещаемое и получить опыт общаясь, глядя, участвуя и пробуя выгрести, действительно возможно.

Теперь о дилетантских впечатлениях о склоне. Как уже было сказано, это возвышенный берег реки Зуша изогнутый в виде “подковы”, говорят с максимальным перепадом (думаю в центре) до 70 метров, но площадки для посадки внизу есть только в трёх местах.


Первая площадка (и это, думаю, лучший участок “подковы”) у СЗ оконечности. Она же соответственно работает под ЮВ (думаю) – с виду очень ровный, без растительности и достаточно протяженный участок постепенно сходящий на нет. Высоту не замеряли – ветер в тот день был в точности противоположный, по закону парапланерной подлости :) .


Вторая площадка для посадки находится у подножья участка склона чуть правее от центра “подковы”, но сам склон покрыт достаточно нехилыми деревьями и кустарниками – есть риск свить гнездо :) .


Третья площадка находиться у ЮВ (думаю) оконечности подковы, но ее перепад около 20-25 метров. Везде, где речь идёт о сторонах света дописываю “думаю”, потому что компаса с собой не было и нам приходилось ориентироваться по карте Новосильского района и по описаниям бывалых.
Вот на этом участке “подковы” я и окрестил свой Discovery-2, впервые подняв его в воздух. Конечно, звучит это очень сильно, так как полеты были сведены к простым подлётам, так как в тот день не держало вовсе – по ощущениям 2-3 м/с, не более. Да еще у основания этой площадки для полётов есть маленький “скверик”, на фотографии он хорошо виден. Так вот, были ощущения, что он создает тень до самого подножья склона – на верху было свежо, а внизу просто полный штиль.

Остальные участки “подковы” вряд ли подходят для чайников, т.к. Зуша протекает прямо у самого основания склона и если ты не сел на место старта или, на крайняк, на склон, то у тебя два варианта – или купание в Зуше, или посадка на том берегу. В этом случае, тебе остро потребуется лодка – мостов в зоне видимости мы не обнаружили. Может местные промышляют таким видом бизнеса в сезон – доставка пилотов с того берега на этот. А чё, мне кажется может быть востребованным…

В общем, можно сказать, что удалась нам только программа минимум – дорога Липецк – Вяжи была пробита, и после нескольких попыток удержаться в несуществующем динамике и легкой трапезы из нехитрой снеди, разложенной на багажнике моего “гадкого утёнка”, мы повернули ошипованные колеса в сторону Липецка.

Не…, я определённо еще приеду в Вяжи и даст бог не один раз, и даст бог в компании с буйными липецкими пилотами…

Олег Барабанов.
02.01.2005 г.

(в очерке использованы фографии Мистика)

НАЗАД