Latitude: 52.52900°N
Longitude: 39.52160°E
Altitude min: 102m
Altitude max:140m
Карту смотри здесь

с. Хрущевка, 02.04.2005, 14-18ч, W 2мс-штиль, порывы до 4мс

К тому времени, как мы приехали на склон, там уже полтора часа Сергей Орешенков осваивал кайт. Кстати, кайт - это первая ласточка на Липецкой земле!
Был, практически, штиль, а когда приходили порывы, направление было строго со склона. Небо ясное, и только одна тучка висела над НЛМК и всасывала всякую гадость, чтобы позже пролиться кислотным дождем.
После оценки прогноза, мы поставили себе две задачи, которые были выполнены полностью. Первая – испачкать новенький Jumbe Port-a (все равно полетать не получится), вторая - освоить кайт.

Первую задачу выполнял я. Выглядело это так… Несколько попыток поднять крыло наверху горки при попутном ветре. В одно из затиший – старт, вывод с креном на правую сторону, остановка на склоне. Николай помогает разложить крыло, расправить стропы и освободить их от веток. Дожидаюсь очередного затишья и стартую. Крыло вывелось ровно и мне удалось таки слететь с этой горки. Это был первый и крайний «полет» на сегодня. Ни изучения характера крыла, ни оценки склона не получилось, но душу отвел.

К этому времени, Сергей и Константин уже вовсю юзали параплан-teen, то бишь кайт. Костик встал на лыжи и пытался использовать силу этого зверька. И что приятно, у него получалось! И это при том, что практически был штиль. Особенно сложно поднимать кайт, стоя на лыжах: приходится пятиться назад, поэтому поднимали люди на ботиночном ходу и передавали управление Костику.

Управление кайтом мне показалось совсем непонятным. Неясным показалось так же усилие, с каким тянет кайт. Подошел к Сергею в то время, когда он выводил зверька из пике, спросил: «тяжело?», в ответ получил рев гоночного мотоцикла со словами «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!» Неубедительно, попросил дать попробовать. Кайт в это время послушно стоял в слабом ветерке на головой Сергея. После того, как этот зверек с суицидальными наклонностями перешел под мое управление, он завалился на свою левую ушку и начал стремительно разгоняться. Когда я понял, что абсолютно не понимаю как он управляется, мне оставалось только заворожено смотреть как эта зверушка самоотверженно пытается пробить снежный наст толщиной 40 см. Как же он все-таки управляется? Объяснение «хочешь влево – тяни левую ручку управления, хочешь вправо – тяни правую ручку», конечно простое, но интересно было понять суть.

Договоримся именовать стороны относительно кайта, потому как это он летит «направо, налево», а мы лишь управляем этим движением. Итак, кайт, который мы исследовали, имеет два независимых свободных конца: левый и правый, каждый из которых состоит из двух строп управления, которые приходят на ручку управления и крепятся на ней на расстоянии 30см. Количество ручек управления равно двум.

Задняя стропа управления крепится на ухе, ближе к задней кромке. Это аналог клеванты на параплане. Передняя стропа управления ветвится и крепится как к передней, так и к задней кромке! Именно незнание этого факта ввело меня в заблуждение. Предполагая, что у меня в руке только передние ряды (которые на параплане крепятся к передней кромке) и только клеванты, я пытался разгонять правую сторону кайта подтягиванием с себе левой ручки управления. Ожидая при этом левого поворота. Ну вспомните: параплан, ветер выше среднего, обратный старт, если крыло выводится с креном на правую консоль, мы начинаем энергичнее «выдергивать» передние ряды этой (правой) консоли, разгоняя ее быстрее левой консоли.

Таким образом получается, что вытягивание на себя левой ручки – аналог переноса веса в сторону правой консоли, что ведет к правому повороту. На самом деле, об этой аналогии Сергей сообщил перед тем, как передать ручки управления мне, но ведь все хочется пропустить через себя, понять физику.

И вот какая идея мне пришла в голову после вышеуказанных размышлений. Если Вы хотите подготовиться к управлению кайтом, которого у Вас нет, делаем следующее:
- раскладываем параплан
- одеваем подвеску
- встегиваемся лицом к параплану, концы не крестим! (так встегивают совсем заленых учлетов)
- берем один из свободных концов, выделяем клеванту, остальные стропы связываем и вешаем бобышку управления (как на Д1-5У). То же самое делаем с другим свободным концом. За бобышку будем тянуть чтобы эмулировать перенос веса.

Вот Вам и бюджетный вариант кайта из параплана. (надеюсь, что это шутка. прим. админа)

Пока я тут размышлял, за кайт взялся Леша – известный своими экстремальными наклонностями чел. Вот тут зверушке досталось… Как только Леша освоил старт, не долго думая, перешел к вертикальным восьмеркам и к бреющим полетам. Люди на ботиночном ходу успевали увертываться, а вот Костику на лыжах было хуже. Пару раз Леха его пытался побрить. А еще я подсматривал, как Леша, уединившись от всех метров на 200, разложил кайт, отошел на длину строп, уселся на снег и беззвучно шевелил губами…

Мне стало не по себе и я перестал подсматривать. Нельзя вмешиваться в устанавливающиеся связи, пусть даже телепатические.

К 18:00 силы начали покидать нас, поэтому восполнять их недостаток решили дома. Что с успехом удалось с помощью Ракии 63. (Burgas-63 прим.админа).

Извинения: лично прошу прощения у хозяина особняка около которого расположена горка, за вытоптанную травку вдоль дороги. Не ожидал, что спуск с дороги существеннее круче меня. Пришлось побуксовать и воспользоваться помощью хозяина того самого особняка.

Благодарности: спасибо Константину (Port) за организацию досуга в тот день в частности и за активную поддержку парапланерного спорта в Липецке в общем!
Спасибо Николаю за его помощь при подготовке к старту. Следует заметить, что в тот момент он ходил с подвязкой на левой руке. Поправляйся Николай!
Спасибо Алексею (Anard) за фотосъемку.
Спасибо Сергею Орешенкову за предоставленную возможность «пощупать» кайт!

02.04.2005
preDoc

НАЗАД