Поездка в Болгарию. Банско.

Итак, из липчан в Болгарию ездили Алексей Нартдинов, Николай Поляков с семьей и я, Константин Портенко. Тусовка была организована и проходила под руководством Игоря Волкова (школа Вектор). Всего пилотов - человек 20. Летающих при любой возможности (пусть даже сверху вниз) - человек 10, и мы в эту десятку входили! :)

Городок. Немного впечатлений о местечке Банско, где все и происходило. Небольшой городок в несколько сотен частных 1-2-этажных домов. Подавляющее большинство домов покрыты красной черепицей, что придает городку определенный стиль. В центре города – действующая христианская церковь очень скромной архитектуры с отдельно стоящей колокольней с часами.


Видно, что интенсивное развитие туристического бизнеса в Банско произошло в последние лет 5. Практически все домики вдоль центральной улицы переоборудованы под магазины, кафе или многочисленные механы – рестораны в национальном стиле. Все это соседствует с ветхими сарайчиками на соседних улочках. По всему городку разбросаны отели разного уровня звездастости (до 4 звезд) и разного размера вплоть до сдачи в наем маленького домика или комнаты. Ближе к канатной дороге начинаются магазины горнолыжного снаряжения и пункты проката, опять же разного уровня крутости. Мы прокатывались в скромного вида домишке по умеренным ценам на удивительно неплохое оборудование (спасибо Юре Боцману за наводку!). В прокате работают два душевных мужика – с ними очень просто решались любые вопросы от "оставить на ночь параплан" до "найти машину для поездки по окрестностям". Здесь можно отметить, что в основной своей массе местный народ очень дружелюбный, отзывчивый и гостеприимный.


г.Тодорка (Тодорин връх). Вид из Банско.

Подъемники. От городка к подножью горы Тодорка проложен "кабинков лифт", что есть ни что иное как фуникулер (канатная дорога) с вагончиками на 6 (или 8?) человек. По крайней мере, больше 6 человек я в них не видел, а вот 4 тела + 4 параплана было. Время в пути – минут 20-30 (точно не замерял).


Конечная точка кабинкова лифта – Бендеришка поляна. Она же – главная посадочная площадка пилотов малой и средней опытности. Отсюда уходят два кресельных 4 местных подъемника. Один из которых все время нашего пребывания был закрыт по причине опасности схода лавины на Бендеришку поляну с соседнего хребта, что доставляло нам массу неудобств и потерю времени. Подняться на самую вершину Тодорки можно было только через Шилигарник – это второй узел канатно-кресельных артерий горы и посадочная площадка для продвинутых пилотов. Итак кресельных подъемников всего 6. Два приходят на верхнюю точку – Тодорку, два на "плато", расположенное чуть ниже, два промежуточно-пересадочные с Бендеришки поляны. Очередей на подъемники нет за исключением выходных дней, когда можно легко провести в очереди минут 30.

Трассы. Разнообразные по сложности, маркированы, отлично подготовлены. Есть красные, синие и даже одна черная. Правда, после катания на Чегете, цвет этой трассы кажется очень блекло сереньким – ни тебе камней, ни бугров – скукотища!


Все трассы проходят в елочных просеках. Ширина просек на глаз – метров 50-80. Короче, места хватает. Намеки на бугры, которые народу удается наделать к вечеру, к утру следующего дня опять растворяются в рисунке, оставленном на склонах ратраками. Так что печаль от нелетной погоды очень неплохо сглаживалась радостью катания на лыжах.

Погода. Она была разная. В первый день валил снег так, что невозможно было разглядеть соседние склоны. Катались на лыжах. Дальше погода понемногу прояснилась и напасть нулевой видимости сменилась сильным ветром. С вершин Пирина сдувало снежные флаги. Волков пугал этими флагами всех рвущихся летать, называя при этом их маньяками. Да…, тут вам не равнина, здесь климат иной…! Разобраться где, что, куда и почему дует было весьма непросто! Где-то дует с горы, где-то на гору…, а через несколько минут уже все совсем по-другому. Короче, погода в горах – вещь устойчиво непредсказуемая! Но за период нашего пребывания среднестатистическая погода все-таки неуемно улучшалась в летную сторону, и за день до отъезда дала возможность оторваться по полной!

Полеты. Они тоже были разные. Начинали мы с попрыгушек вдоль черной трассы с перепадом метров в 200. Выше не поднимались по причине сильного ветра наверху. Здесь отрабатывали первые старты с попутным ветерком, а также знакомились с дохленькими пузырями с елок. Посадка на Бендеришку поляну.


Весь полет просматривается с площадки приземления, очень удобно радиоуправление учлетами. Волков радиоуправляет сверху (со старта), а кто-то внизу заводит на посадку. Дальше были попрыгушки посерьезней. Старт с вершины, попытки обкрутить потоки, сходящие то с одного, то с другого елочного склона, и посадка на Бендеришку поляну или Шилигарник (по желанию и способностям пилота). И снова наверх на подъемниках.

Иногда удавалось поймать неплохие потоки и выпарить выше старта. Здесь надо сказать спасибо Волкову. Он лично выпускал всех со старта, пресекая попытки улететь с завязками в стропах и подбадривая стартующих: "бежать, бежать! копытами, копытами!" После старта все, находящиеся в поле зрения Игоря пилоты, получали советы, рекомендации и даже просьбы "ну крути, ну пожалуйста!" где поймать и как обработать потоки, и когда уже пора сваливать на посадку.

Все было классно и весело, вечерами разбирали полеты и Саша Орлов из Новосибирска демонстрировал свои мастерские съемки веселых стартов и других интересных моментов. Антон (Юнга) поставил всей тусовке пива и других веселительных напитков за свои полеты. Начав практически с нуля, он за несколько дней дошел до парящих полетов. Но эйфория плохой спутник безопасности, и заключительный день был омрачен его травмой. Это должен был быть крайний полет. Друг за другом большая тусовка стартанула с вершины во главе с Юнгой. За ним еще парапланов 5 (Волков в тандеме, Боцман …). Юнга, не зацепившись за потоки первым вышел над Бендеришкой поляной на посадку. На поляне было несколько пилотов, в том числе и я с Лехой. Юнга сбросил высоту и зашел правильным курсом на посадочную глиссаду. Высоты было еще многовато, я посоветовал ему сделать еще маленькую змейку. Он не стал менять курса, и придерживал крыло, чтобы не перелететь посадочную площадку. На высоте метров 7-8 произошел срыв потока на левой консоли и начало развиваться негативное вращение. Антон отпустил клеванты, произошел косой клевок в левую сторону и жесткое приземление в клевке. Удар пришелся на руки, ноги и голову. Все произошло буквально за секунду. До сих пор мучает совесть, что не успел крикнуть ему в рацию, чтобы он отпустил клеванты. Никак не мог предположить такое развитие событий. Тут же вызвали врача. Руки, ноги целы. Сильная боль в пояснице. Травма позвоночника. Что конкретно – сказать не могу, но знаю, что в Москву его переправляли в горизонтальном положении. Надеюсь, Антон уже идет на поправку.

А за день до этого ничего не предвещало беды, и Антон парил и было все совсем по-другому. Сильного ветра не было, светило солнце, местами были намеки на формирование кучевки. Первые старты с вершины пришлось выполнить в сторону плато. Я стартовал первый, и, неправильно поняв летное задание, вместо того, чтобы пролететь над плато, решил обогнуть его с правой стороны. Уже почти влетел в ущелье с елками, начинающееся за плато. Волков меня вовремя остановил, сказав, что жизни в том ущелье нет, и надо срочно искать посадку. Я развернулся и сел на входе в ущелье до елок. Еще бы чуть-чуть, и кроме как на елку посадки не было бы… Потом я долго выбирался оттуда по глубокому снегу. Хорошо еще далеко от плато улететь не успел – туда же и вылез. Для возврата на старт пришлось на подъемнике спуститься на Шилигарник, а оттуда подняться на вершину.

А вот дальше – интересней! Перед Тодоркой повисла классная тучка и Волков пять раз с попутным ветром в тандеме пытался к ней стартовать. На пятый раз все-таки улетел. В промежутках между стартами Игоря Боцман успел выпустить Леху. Леха в этот день летал без прибора, поэтому не сразу сообразил, что его приближение к тучке катастрофически перестает быть радостным. Слава богу, рация у него была. И спасибо Боцману за то, что не пустил Леху в тучку, дав указание сложить уши. Следом Волков доложил по рации с борта тандема, что погода классная, но в облако тянет страшно! Всем срочно захотелось стартовать! А ветер в спину, и не слабый!

Дождавшись очередного затишья, я стартую со скоростью испуганного лося. Еще минуты три в воздухе пытаюсь отдышаться после стометровки на старте. А в облако уже прет! Леха тем временем, получил добро на полет в Банско и двигается в его направлении. Я несколько раз подходил и отворачивал от облака, набирая и сливая высоту. На очередном круге решился пролететь под облаком и двинуть в Банско. Приближаясь к центру "перлова", на всякий случай сложил уши. Когда прошел облако, понял, что можно было и не складывать. Двинувшись к городку, еще немного сомневался – а дойду ли? Отметил для себя где проходит лыжная трасса (запасная посадка). Проходя промежуточную станцию "кабинкова лифта" с превышением метров 500 понял, что долет до Банско гарантирован - в один из выходных мы стартовали с этой станции. С холма, на котором находится станция сходили потоки, попытался еще поднабрать высоты. Т.к. умения особо нет, много набрать не удалось. Но и так было неплохо.


Леха сообщил по рации, что он сел на стадион в конце города. Кто-то еще приземлился возле отеля Стражите. Принял решение лететь к Лехе, о чем его предупредил по рации. Вот уже вижу как Леха бродит по стадиону, пытаясь разглядеть меня в небе. Превышение над стадионом – метров 800. Сливать такую высоту жалко, пытаюсь обрабатывать потоки с черепичных крыш Банско. Некоторое время удается продержаться без потери высоты (набирая и сливая). Разглядываю окрестности. На другой стороне долины вижу симпатичную деревушку. Судя по количеству асфальтовых дорог, которые к ней стекаются, уехать из нее не составит труда. Шальная мысль улететь туда. В рацию слышны предупреждения Арчи пилотам летящим в Банско, что за стадионом посадок нет – кругом линии электропередачи. Рассматриваю окраины города – действительно все в опорах и проводах. Но запас высоты приличный, а по пути до деревушки есть большие посадочные поля.

И тут в направлении деревни я замечаю облачко. Не смог удержаться, ломанулся к нему. Оказался с наветренной стороны облака – чистой воды динамик. Можно набирать высоту галсами вдоль облака. Некоторое время так и делаю. Облако улетает своим путем, а я двигаю к деревне. Перед деревней склоны с ЛЭП. Стартовать с них опасно, а вот летать над ними – одно удовольствие. Болтаюсь в термодинамике, выбирая полянки для посадки. Выбрав группу смежных полянок на случай промаха, захожу на посадку. Два ослика и лошадь на полянке начинают метаться, пытаясь спастись от страшной невиданной птицы. Площадка выбрана удачно – навоза не очень много, травка.

Рядом дорога и дорожный знак с названием деревни – Баня. Докладываю о приземлении. Волков на вершине, слышит меня прекрасно. Говорит, что в Баню еще никто не летал. Расстояние по прямой – километров 12-15. Первый в жизни маршрут пройден! Отличный маршрут! Время полета 1 час 15 мин. А по ощущениям было гораздо больше, столько событий и новых ощущений за один полет!

В долине весна – нет даже намека на снег. Бегут местные детишки чуть ли не в маечках. А я снимаю пару теплых варежек, а затем еще пару перчаток – детишки в восторге! Пытался им объяснить, что наверху снег и холодно, по-моему, они не поняли. На велосипеде приехал мужик, говорящий по русски. Выяснилось, что он бывал в Пятигорске, знает, что такое Юца. Складываю параплан, интересуюсь о наличии машин в этом чудном селении. Говорит, что бывают такие.

Выхожу на дорогу, дети наперебой просят стотинки (копейки ихние). Пришлось выдать. Они довольные понеслись в деревню их тратить. Голосую на дороге. Первая машина с какими-то неболгарскими буржуями не останавливается. Надо сказать, машины тут ходят не очень часто. Следующая была полуспортивная трехдверная Пежо с тремя экземплярами болгарской молодежи на борту. Говорю куда мне надо – нам по пути. Рюкзак в багажник, едем в Банско. Узнав, что я сюда прилетел на параплане, молодежь ликует. Разведав сколько стоит параплан, предложили купить землю в Банско. Так в разговорах и доехали до дверей моего отеля. Денег не взяли, даже мыслей таких не допускали. Добавили хорошего впечатления о болгарском народе. Еще раз порадовались, что я так далеко улетел, пожелали всего хорошего.
Пришел в номер, расслабился… Ради этого дня стоило ехать в эти места!

Были еще, конечно веселые моменты – и как нам не хватило места в самолете и как Леха летал в Софию через Вену на шикарном AirBus'е, и как мы потом среди ночи селились в номер к Петровичу, который он снял как single, как мы купились на звуки вариометра из Волковской рации при откровенно нелетной погоде и чуть не побежали за парапланами, как, напившись ракии, спускали девушку с плато на снегоуборочной лопате и в тандеме с Волковым на лыжах, как ездили на радоновые ванны, чередуя их с ледяной водой в речке и еще много-много всего. Это надо рассказывать вживую с эмоциями!

Еще забыл написать про Колю, который, катаясь на лыжах, вывихнул себе плечо. Остаток дней не катался, не летал, зато снимал все на камеру и фотоаппарат, благодаря чему у нас есть хоть какие-то материалы.


А потом он еще героически одной рукой вел машину из Москвы в Липецк. В общем, оторвались по полной!

Константин Портенко.
март 2005 г.

Новость от июня 2005 г.
Встретили в Белоомуте Антона-Юнгу и Аню, которая, приехав в Банско, сразу подвернула себе ногу на лыжах и быстренько улетела домой. Оба живы-здоровы, начинают втягиваться в полеты. Антон сказал, что ему приклеили на цемент отвалившийся кусочек позвонка и теперь он будет прочнее чем был, но только через полгодика-годик.

НАЗАД